Хип-хоп тем и хорош, что титулов в нем хватает на всех. Один рэппер
самый техничный, второй самый лиричный, третий самый коммерчески
успешный, а четвертый все то же самое, но в рамках отдельно взятого
западного побережья. Мужчина, о котором у нас пойдет речь, тоже обладает
одним бесспорным титулом. Он бесподобно выступает. Один из лучших. Да
просто самый лучший. Jay-Z берет мощным шоу, 50 Cent хитами, а Nas и
Game, при всем к ним уважении, ничем не берут – выступают так, что
недолго уснуть. А Busta Rhymes берет микрофон и устраивает такой театр
одного актера, что зрителей бросает в жар и в холод, а после концерта их
одежду можно выжимать. Благо, судить об этом мы можем не по статьям в
XXL – Busta был у нас и показал, что умеет. Если кого-то он оставил
равнодушным, напишите нам, мы поудивляемся.
Тревор Смит младший
явился на свет в мае 1972-го года – стало быть этому джентльмену вот-вот
стукнет 35. Но есть люди, над которыми годы не властны. Ныне он также
энергичен как и два десятка лет назад, когда получал свое сценическое
имя не от кого-то – от самого Chuck D. До встречи с Чаком в 1986 году
Баста называл себя Chill-O-Ski – производное от Kool Rock-Ski из Fat
Boys и Kool Moe Dee из Treacherous Three. "Когда Чак меня увидел, он
сказал, что мое поведение и манеры напоминают ему мощного и агрессивного
игрока в американский футбол Джорджа "Бастера" Раймса". Ни агрессии, ни
мощи за минувшие 20 лет Busta не утратил.
Во
время учебы в бруклинском George Westinghouse Vocational &
Technical High School Busta как-то раз прогуливался по коридорам
альма-матер вместе с Notorious B.I.G. и Jay-Z. "Jay-Z был уже
старшекурсником, а я только-только поступил. Бигги тогда еще ничего не
писал, он просто тусовался. Джей, входивший в то время в Original Crew,
прослышал, что какой-то новичок (угадайте-ка, кто?) покушается на его
рэп-территорию. В итоге та прогулка по коридорам превратилась в
импровизированный баттл. Но я был молодцом и сделал Джея".
Дорога
к славе короче, если идешь не один. Первой группой Тревора Смита стали
Leaders of the New School – рэп-квартет с Лонг-Айленда. Они выпустили
пару альбомов и по ходу дела задружились с представителями почетной
тусовки Native Tongues. Благодаря этому Busta получил шанс
продемонстрировать свои способности в клипе группы A Tribe Called Quest
"Scenario", ставшем для безумного МС билетом в сольную карьеру.
А
она началась для него с выхода пластинки, скромно названной
"Пришествие" ("The Coming"). Альбом с ощутимым привкусом Ямайки ударил
по ушам слушателей фантастическим "Woo Hah! Got You All in Check" и
навсегда влюбил их в Басту-клоуна, Басту-развлекателя, Басту-безумного
весельчака. Помимо искрометной техники читки и гигантских запасов
энергии, Busta обладал еще и бездной обаяния, и дарованием комика.
Первый
контракт Busta заключил в 17 лет. С этого времени он начал отращивать
свои знаменитые дреды. "Для меня это был символ, – поясняет Busta. –
Знак того, что отныне я сам управляю своей судьбой. Я считал себя
богачом. Общался с людьми из звукозаписывающей индустрии, с
представителями Warner и Elektra, являясь обыкновенным старшеклассником.
Приносил домой чеки с шестизначными суммами. И я решил, что отныне
никогда не буду работать на кого-то, не буду подчиняться глупым
требованиям общества, не буду расчесывать волосы". Такая вот не сразу
различимая взаимосвязь.
"В те годы Death Row просто убивали
состязание, – вспоминает Busta, как Нью-Йорк возвращал свои позиции в
хип-хопе. – Но потом Восток взял свое, когда пришли Big, Jay-Z, Wu-Tang,
Nas и я". Кучка получилась дествительно могучей. Причем с Nas и
участниками Wu-Tang Басту объединяет нечто большее, чем только
причастность к хип-хоп-отряду восточного побережья. Все они являются
приверженцами религиозной организации The Nation of Gods and Earths,
иначе известной как Five Percent Nation.
Еще одна кучка, не столь
могучая, образовалась вокруг Басты и получила известность как Flipmode
Squad. В этот отряд вошли Lord Have Mercy, Spliff Star, Rah Digga и Baby
Sham. Никто из них пока не стал большой звездой, да наверное уже и не
станет. Однако Spliff Star сумел превратиться в совершенно незаменимый
элемент шоу Баста Раймса. Кто-то гениально играет на рояле, а кто-то
гениально его носит.
Удивительно, что шесть альбомов, выпущенные
Бастой на Elektra и J Records никогда не получали более одного
платинового сертификата. Но деньги решают не все – каждый альбом вносил
свой маленький вклад в копилку истории хип-хопа. Каждый альбом был
отмечен присутствием великолепных классических композиций. Многие клипы
Баста Раймса являются настоящими шедеврами. А самым успешным его хитом
оказалась коллаборация с Мэрайей Кэри "I Know What You Want". Однако,
она не помогла альбому "It Ain't Safe No More" сорвать банк.
Сам
Busta уверял, что все дело в представителях J Records, которые, зная,
что он уходит, саботировали промоушн. А уходил он, поскольку считал, что
выпустив золотой "It Ain’t Safe No More", он достиг своего пика на J
Records. И чтобы развиваться нужно что-то изменить. "Они здорово
продвигают чуваков, которые умеют петь, – отмечает Busta. – Но с теми,
кто делает рэп, у них не ладится. В моих продажах не было их заслуги –
все это сделал я сам".
В 2003-м Busta заключил чрезвычайно
громкую сделку. Его новым партнером стал лейбл Aftermath, а значит и Dr.
Dre собственной персоной. Доктор уже продюсировал треки на альбоме
Busta "Genesis", включая знаковый "Break Ya Neck". Теперь он взял на
себя роль исполнительного продюсера целого альбома Басты, пластинки "Big
Bang", над которой они работали около трех лет.
Чтобы
подчеркнуть происшедшие в его жизни перемены, в ноябре 2005-го Busta
Rhymes в рамках специальной фотосессии торжественно состриг свои дреды,
которые растил с семнадцати лет. "У меня все новое – новые деньги, новый
лейбл, новые тачки, новая конура, новые работники, чтобы продвигать мой
shit, новый альбом, новый образ, новое все, - перечисляет Bus-O-Bus. – И
все это было мне необходимо".
Но все эти махинации с
состриганием волос остались в тени происшедшего спустя несколько месяцев
трагического инцидента, когда на съемках клипа Busta Rhymes "Touch It
(Remix)" был убит телохранитель рэппера. Bus отказался давать показания
по поводу преступления, равно как и все остальные его свидетели. По
информации американских СМИ убийство стало результатом ссоры продюсера
данного трека Swizz Beatz и рэппера Tony Yayo, явившегося на съемки за
компанию с участвовавшим в ремиксе Lloyd Banks.
Писали, что на
спусковой крючок жал человек, приехавший в машине с Tony Yayo. По
некоторым сведениям стрелял он именно в Баста Раймса, но попал в
человека, избравшего своей профессией охрану жизни знаменитости,
телохранителя Израеля Рамиреса. Басту не раз подвергали критике за
нежелание сотрудничать с властями, читай – выдавать убийцу. Активнее
всех это делали родственники погибшего. Однако Busta всякий раз
оставался непреклонен. В конечном счете, такая позиция соблюдения
"законов улиц" может обернуться для Баста Раймса тюремным заключением.
Впрочем, это не единственный для него шанс попасть за решетку. За Бастой
числятся три "автопреступления" – избил подростка, плюнувшего ему на
машину, избил бывшего водителя и водил машину с просроченными правами.
Не так уж мало.
Записанный с Dre "Big Bang", похоже, не принес
ожидаемых дивидендов. По итогам года эта пластинка не вошла даже в
пятерку самых популярных рэп-альбомов, хотя по ожиданиям это был один из
самых многообещающих альбомов 2006-го. Возможно дело еще и в том, что
люди разочаровались отсутствием привычного дредастого клоуна Басты, а
взрослый мужчина Баста их таки не обаял. Не помогли ни пять клипов, ни
букет суперпродюсеров. Однако, Busta не останавливается – готовит альбом
"Before Hell Freezes Over", участвует в продюсировании многообещающего
Papoose, задействован в работе над страстно ожидаемым продолжением "Only
Built For Cuban Links" и ни на секунду не задумывается о завершении
карьеры.
"Я не представляю себя без хип-хопа, - поясняет Busta. –
Хип-хоп соединяет в себе много плохого и много хорошего, за это его и
любят, ведь это честнейшая форма правды, которую мы только способны
получать"
Дискография
Coming / Elektra / 1996 When Disaster Strikes / Elektra / 1997 Extinction Level Event (Final World Front) / Elektra / 1998 Anarchy / Elektra / 2000 Genesis / J / 2001 It Ain't Safe No More / J / 2002 Big Bang / Aftermath / 2006