П-13: Прага-Москва-Прага Когда пошли первые слухи о проекте
"Лигалайз и П-13", в голове сразу же возникла ассоциация с Эминемом и
D12. Начиная с похожих названий, заканчивая проверенной концепцией
"состоявшаяся звезда выводит на сцену своих сообщников". Однако, после
пары треков П-13 желание искать аналоги отпало. Нет у этого проекта
аналогов и нет в нем никаких концепций и проверенных коммерческих схем,
зато многое в нем нетипично и спонтанно.
Психи - МС Начнем с
корней. Таковыми следует считать предтечу П-13, проект Psycho MC's,
который был создан проживавшими в Праге Антоном Ионовым и Денисом
Березиным. Кроме них в состав Psycho MC входил некто Димак, но о
дальнейшей его судьбе история скромно умалчивает - ушел и ушел. Под
псевдонимами Молодой МС и Дэнни Би парни делали русский рэп в сердце
Восточной Европы. Живущие в Чехии подростки вряд ли могли всерьез
рассчитывать поразить разухабистой русской рифмой умы местных жителей,
живо помнящих, например, советские танки на улицах Праги в 1968 году.
Так что творчество Psycho MCs искало русского слушателя и помогали ему в
этом прогрессивные интернет-технологии. Именно интернет-аудитория
поначалу составляла основную часть слушателей Psycho MC's. Тем не менее,
вскоре "Психи" были изданы в России на официальном сборнике. Это была
компиляция "Rap.Runet", проект, осуществлявшийся под эгидой Касты. По
словам Молодого, в то время он частенько общался с Влади посредством
интернета. Так что (вива коррупция!) пара треков от пражских психов
вошла в трек-лист компиляции. Их вряд ли можно было назвать лучшими на
сборнике - это такие произведения "из раннего", о которых творцы обычно
предпочитают забыть, а если и вспоминают, то с улыбкой. В какой-то мере
эти треки попали на "Рэп.Рунет" авансом, а может это было предвидение
больших свершений? На втором "Рэп.Рунете", изданном через год,
присутствовал совместный трек Молодого и Влади. Но от локальных
достижений до больших свершений было очень далеко... Возможно, парни так
и остались бы сетевыми партизанами, но в ход событий вмешалась госпожа
Судьба, похоронившая группу Psycho MC's и подарившая жизнь новому
проекту П-13.
Те же и Лигалайз В 2001 году Лигалайз оставил
Bad B. Альянс, а с ним и Bad B., и Легальный Бизнес. Обставлено все было
драматично - Лига в обстановке глубокой секретности покинул Москву, дав
почву для сплетен и слухов о причинах своего исчезновения. По большому
секрету рассказывали об оставленной записке, обличавшей Валова. Вроде бы
и для самого Шефа местонахождение бывшего компаньона оставалось
загадкой. Плодились слухи, выдвигались предположения одно другого
бредовей - в общем, событие имело резонанс. Между тем, Лигалайз направил
свои стопы в Прагу, где и осел на ближайшие полтора года. Молодой
МС: "П-13 - обычный спальный район. Русские селятся по всей Праге, но
тут почему-то их больше всего. И вообще очень много иностранцев тут
живет. Здесь строится много нового жилья, из-за этого наверное. Уже даже
есть магазы с русской жратвой, Брайтон какой-то, блин". На этом
"Брайтоне" и случилась судьбоносная для наших героев встреча. Соседи по
району имели общих знакомых, поэтому однажды они встретились,
познакомились, и так уж вышло - нашли общие интересы. Конечно же это был
рэп! Дружеские фристайл-перепалки привели к мысли попробовать сделать
совместный трек, потом другой… Дальше, в полном соответствии с
пословицей "лиха беда начало", все переросло в полноценный альбом
"П-ровокация".
Понты и философия Записанный материал носил
баттловую, фристайловую стилистику, которую именно Лигалайз в свое время
сделал популярной в России. На альбоме немало кичливых и крикливых
строчек, квинтэссенцией которых являются слова: "Кричишь, что у нас
понты в каждом слове? Но лучше понтоваться, чем делать беспонтово..." И
если у Лиги понты оправданы его статусом, то с Молодым и Дэнни - вопрос.
Хотя кроме обилия репрезентов, на альбоме есть и такие достаточно
серьезные и глубокие темы, как "Искус", "Зри в корень", "Тоска о
потерянном рае". Здорово, что при записи удалось найти верную пропорцию в
сочетании Лига/П-13. Я вот о чем - понятно, что Лига практически в
любой компании отечественных рэпперов будет солировать. Но на
"Провокации" он очень тонко чувствует момент, когда нужно уйти в тень,
чтобы альбом не превратился в сольник Лигалайза. Его партнеры не
тушуются на фоне именитого коллеги, демонстрируя убедительно самобытный
стайл. У Дэнни Би низкий, словно сорванный голос и своеобразная манера.
Молодого всегда можно узнать по читке с ударением на два слога в слове,
со специфическим растягом ударной гласной. Продакшн на альбоме - дело
рук Молодого и Лиги, не считая двух мощнейших хитов от ветеранов LA и
Shooroop ("Паровозы, колеса, дороги" и "Камень, ножницы, бумага"). У
диска очень интересное сэмплерное звучание, а виниловое шипение стало
важной составляющей их саунда, опознавательным знаком, как звон монеты у
50 Сent.
П-ровокация В 2002 году альбом был практически
готов. Начались заботы иного рода - подготовка материала к изданию
(альбом взялась выпускать компания D&D Music, руководил которой
небезызвестный Толмацкий-старший), промоушн и прочее. Немало
поспособствовала рекламе этого релиза конфронтация между Лигой и Шефом,
озвученная серией взаимных бифов. Вызвавший неслыханный резонанс дисами,
Лига напомнил о себе всем, кто успел его подзабыть. А в конце года
состоялось то, что можно назвать презентацией проекта Лигалайз и П-13 в
России. Парни выступили на первом фестивале "Наши Люди" и сорвали овации
московской публики. Те, кто там был не скоро забудут темный зал, вдруг
осветившийся огнями сотен зажигалок на треке "Я знаю людей" - это было
невероятно мощное зрелище. Зрители приняли возвращение своего героя, а с
ним и приход его молодых коллег. 2003 стал годом релиза альбома
"Провокация", пролежавшего на полке целый год. Этот год для П-13 был
заполнен выступлениями в Чехии и Словакии, съемками видео "Я знаю
людей", участием в сборнике "East Side Unia 3" и записью совместного
трека Молодого и ЛеТрюка/Децла для альбома последнего. Пикантная
подробность: Молодой МС впервые привлек к себе внимание интернет-треком,
в котором автор гневно обличал Децла, только начинавшего свою сольную
карьеру, но уже успевшего порядком помозолить глаза с экрана телевизора и
страниц прессы. Если не ошибаюсь, биф носил название "Fuck off Децл", а
может "Fuck You...", впрочем хрен редьки не слаще. Как оказалось, оба
были готовы не вспоминать юношеские шалости и добросовестно потрудились
над совместным треком "Pizness". В декабре 2003 в "Infinity"
состоялась презентация альбома "Провокация", а через несколько дней
Лигалайз и П-13 выступили на втором фестивале "Наши Люди" - на этот раз
уже на огромной арене Лужников. В конце лета 2004 Молодой МС
поделился с Rap.Ru своими планами выпустить следующей весной альбом
совместных треков П-13 и артистов из Чехии, Польши, Словакии и, конечно,
России. Пока нет полной ясности, в каком объеме на диске будет
присутствовать Лигалайз - в том же, что и на "Провокации", или в
существенно меньшем. В пользу второй версии говорит то, что все-таки
Лига вернулся в Москву и занят другими проектами, П-13 работают в Праге,
по всей видимости без его участия. Между ними расстояния. Но П-13 на
данный момент не так и нуждаются в его поддержке. Они уже
самостоятельные участники рэп-игры, от которых можно ждать новых
интересных записей.