RZA - искусный создатель магически простых и завораживающих ритмов,
абсурдных сэмплерных коллажей, оставляющих слушателя в недоумении, что
это - эксперименты новичка или насмешка гения, лет десять считается
одним из самых оригинальных хип-хоп продюсеров.
Музыкант и
бизнесмен, стоявший у истоков двух великих рэп-команд, давший толчок
десятку успешных сольных карьер, он на короткой ноге с киногениями
Джимом Джармушем и Квентином Тарантино. Новатор и первооткрыватель,
харизматический лидер нью-йоркского хардкора, в чьем полуприкрытом от
рождения правом глазе видится мудрый прищур восточного философа.
До
того как прославиться с Wu-Tang, RZA входил в состав группы All In
Together Now, а также творил сольно под именем Prince Rakeem. Если о
плодах работы с группой нам мало что известно, то персонально для себя
он сумел пробить контракт на культовом лейбле Tommy Boy и даже выпустить
EP-шку под названием "Ooh, We Love You Rakeem" (к сожалению, держать в
руках этот раритетный релиз доводилось немногим, поэтому трудно
объяснить тот факт, что порой эту пластиночку называют "Ooh, I Love You
Rakeem"). Больших дивидендов выход этого диска не принес, музыкальная
политика лейбла Ризу не устраивала. Попса махровая, маз никакихю Такая
нескладуха по всем фронтам привела к тому, что сольное творчество на
время было законсервировано, и Бобби сосредоточился на другом проекте,
собственно и принесшем ему мировую известность - Wu-Tang Clan.
Clan,
коалиция MC со Стэйтен-Айленда, кардинально измененил звучание
хип-хопа. Риза возглавил этот отряд, состоящий из его друзей и
родственников. Ухватившись за эстетику Древнего Востока, наполнив ее
мистическими мотивами учений нумерологии, "Нации ислама" и "5% Nation",
подтверждая философские теории уличной практикой, "ву-тэнгеры" создали
своё, уникальное ответвление в рэпе, несущее в себе столько скрытых
смыслов и подтекстов, что Борис Гребенщиков может покурить в сторонке.
В
1993 году пробивной хит "Protect Ya Neck", изданный на инди-лейбле,
заинтересовал дельца Стива Рифкинда (ныне возглавляющего Street Corp.).
Почувствовав золотую жилу, Рифкинд предложил группе контракт,
оставлявший им полную свободу в плане сольной деятельности. Таким
образом лейбл Loud заполучил свою звезду.
Дебютный альбом "Enter
the Wu-Tang (36 Chambers)" вписал имя Wu-Tang в скрижали хип-хопа.
Революция в хип-хопе? Пожалуй, это не будет большим преувеличением. И её
идеолога не устраивали полумеры - RZA занялся продюсированием альбомов
своих подопечных Method Man, Raekwon, ODB, Ghostface. Их дебютные
альбомы, записанные в промежутке с 94 по 96 год, относят к золотому
наследию Wu-Tang. Помимо работы с Wu, RZA может гордиться причастностью к
созданию треков для Cypress Hill, Notorious B.I.G. и Big Pun.
Еще
один известный проект, к которому RZA непосредственно причастен, это
Gravediggaz. В состав группы вошли такие лица как Prince Paul,
продюсировавший De La Soul, а также Frukwan и Poetic. Основатель Wu-Tang
фигурировал в этой компании под именем Rzarector. Тяжелое звучание,
тексты о насилии и потусторонняя обреченность - вот из чего
сформировался фирменный стиль нью-йоркских "гробокопателей", получивший
звучное определение "horrorcore". Классический дебют "6 Feet Deep" взял в
1994 году золото и продемонстрировал еще одну грань музыкального и
поэтического дарования RZA.
В 1997 году RZA руководит записью
двойного альбома Wu-Tang "Forever", после чего продюсирует таких
участников Wu-Fam как Killarmy, Sunz Of Men, Shyheim. На подходе вторая
серия сольников от участников Wu-Tang. Первым на очереди оказался сам
RZA.
Работая долгое время в качестве сапожника без сапог,
занимаясь карьерами других исполнителей, RZA достаточно долго откладывал
свой дебют. Пока, наконец, в 1998 году не состоялся релиз его альбома
"RZA as Bobby Digital in Stereo". И здесь Риза снова не подписывает
альбом своим именем, представая слушателям своё альтер-эго. Считается,
что сольные работы "ву-тангеров" - вещь, призванная обеспечить им
материальное благополучие. В то время как, собираясь для записи
очередного альбома, они оборудуют настоящий творческий полигон,
обеспечивая себе душевный комфорт. Сольные работы RZA резко
контрастируют как с альбомами Wu, так и с другими ву-сольниками.
Неформатное звучание, неожиданные сбивки, нарочито неровные и небрежные
лупы, очень своеобразное, очень индивидуальное сведение. RZA снова
оказался первопроходцем и экспериментатором.
Ближе к 2000 году
популярность Wu-Tang, пошла на убыль. Во-первых, появилось немало
продюсеров, копирующих стиль Ризы; во-вторых, возникали новые звезды. Но
RZA и на этот раз находит новое применение своим талантам:
кинематограф. Он всегда демонстрировал стойкий интерес к этому жанру,
предоставляя для звуковых дорожек различные треки собственного
производства. Его кинодебют состоялся в неполиткорректной комедии "Не
грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале", в которой
прозвучал трек "Winter Warz". А в 2000 он целиком готовит саундтрек для
фильма "Пес-призрак: путь самурая" культового режиссера Джима Джармуша.
Плоды труда оформленные в виде пластинки были изданы лейблом Koch.
Финансовый
крах, постигший лейбл Loud в 2002 году, поставил жирное многоточие в
финале карьеры Wu-Tang. Сам факт существования группы был поставлен под
вопрос, после альбома 2001 года "Iron Flag" началась затяжная полоса
молчания. RZA тем временем продолжал сольную деятельность: в 2001 вышел
альбом "Digital Bullet", в 2003 - "Birth Of Prince". Обе пластинки
отличались подчеркнуто некоммерческим звучанием. Возможно, этот факт и
предопределил выбор Квентина Тарантино, подыскивавшего композитора для
своей пятой картины "Убить Билла". Интерес со стороны одного из самых
популярных режиссеров современности еще более упрочил статус RZA, как
культового музыканта и продюсера.
Еще один необычный релиз был
выпущен под именем RZA в том же 2003 году. Компиляция "The World
According to RZA" содержала работы европейских рэпперов,
спродюсированных отцом Wu-Tang. Ее возникновение продолжает "политику
экспансии", проводимую Ризой в отношении "стран третьего мира", каковыми
для хип-хоп-Америки являются абсолютно все страны. Эта политика
выражается также в его активной гастрольной деятельности по странам
Европы и Азии. В 2003 году RZA подобрался к границам России, выступив в
Риге, а в следующем - пересек ее, что вызвало настоящий восторг фанатов
Wu и ценителей сольных работ Ризы. Выступления в Москве и Петербурге
стали одним из самых ярких событий в российской хип-хоп-истории