А сел писать — в твиттере попалось схожее: "Многие поклонники Clipse
сегодня похожи на фанов Mary J. Blige, говоривших, что ее музыка была
крута только когда певица находилась в депрессии и сходила с ума".
Кажется, это справедливо и в отношении слушателей еще одного артиста,
которые сейчас шпарят, как под диктовку: "Первым альбомом он поднял
планку, бу-бу-бу".
Что уж тут поделать: Guf пишет о том, что
прожил и прочувствовал, и как-то не получается вспомнить у него ни
одного отвлеченно-абстрактного куплета. Все его творчество выдержано в
жанре "проверено на себе, не пытайтесь повторить дома". Он был на
Китайской стене и видел изнутри решетки Бутырки, залипал на лавочке в
парке Репина и сидел втроем на крыше — он и два бокса шишек. И если
вдруг в жизни Гуфа стало меньше жести, то понятно, что и новые куплеты
не так остро щекочут нервы.
Градус напряжения снизился — но
тексты Гуфа от этого не стали хуже. На "Домах" нет новой "Новогодней" и
нет "Сплетен". Зато есть "Ice Baby". Говорят, что все песни о любви
давно написаны. Поп-эстрада выработала эту шахту, но продолжает валить
пустую породу. Написать человеческую, непошлую песню о любви смогли...
ну, кроме Гуфа, получается вспомнить только Влади и Нойза. Для остальных
это, как говорится, rocket science.
А еще есть "Для нее": тоже,
в своем роде, песня о любви. В ней чувствуется медийный потенциал. И
если клип получился не хуже песни, то этой работе предстоит долгая
жизнь.
Если выделить самые яркие треки несложно, то отметить
"лишние" не получается. "Дома" оказались ровной и цельной историей,
слушающейся на одном дыхании: как хороший ди-джейский микс, как удачная
театральная постановка. Скиты, что редкость, уместны и всякий раз несут в
себе определенные отсылки.
"К трамвайным путям, району и
бабушке добавились провода...", остроумно язвят в комментариях по поводу
содержания. Все так. Тем удивительнее, почему это все так же интересно
слушать. И если глобальнее — из каких простецких вещей Гуф обустроил
свою рэп-историю с географией. Послушайте, он же вообще настолько просто
складывает свои тексты. Настолько просто пишет. И в то же время умеет
парой деталей дать целую картину. Недосказанностью предоставить простор
для воображения. А это тоже редкий в рэпе скилл. Сравнение с
американским артистом, чьи тексты не менее литературен, само просится на
язык, но что-то рецензия и так грешит бесстыжим неймдроппингом.
"It
Was Written" тоже хороший альбом, если перед этим не слышать
"Illmatic", – остужает мой пыл Руслан Муннибаев. Главная проблема
"Домов" в том, что слушатели преисполнены желания сравнивать. Сравнивать
его с "Городом дорог", сравнивать биты Slim'а с инструменталами Miko. А
сравнивать ничего и не надо, потому что нет чего-то поддающегося
сравнению. Потому что это сейчас "ГД" кажется классикой — а весной
2007-го он никого не взорвал и не потряс, толпы журналистов не побежали
за интервью и в билетные кассы не выстроилась очередь. Если забыли —
освежите память рецензией. Вся это битломания началась с "Качелей" — вот
тогда по инерции и до "Города" массы добрались.
Сегодня
кажется, что песни с "Домов" будут ничуть не хуже качать залы. Что будут
гореть глаза, а Гуфа будут упоминать как самого "собирающего" артиста.
Вот тогда и станем сравнивать.