В 2010-м Карандаш записал, видимо, лучший альбом в своей карьере. Об
этом артисте и раньше были поводы высказываться в том духе, что сильный,
самобытный, кажется, даже фанатичный битодел. А также небанальный
рэп-исполнитель. При прослушивании "Живи быстро..." возникает ощущение,
что Карандаш еще больше натаскался как продюсер. По крайней мере, сейчас
в этом амплуа он действует как-то что ли вольготней. Что выражается,
например, в выборе материала для сэмплирования.
Но, что важнее,
на новом альбоме как никогда много сильных, мелодичных, с умом и
чувством сконструированных песен. Достоверных и в каком-то смысле
выстраданных. Которые могут тебя тронуть, даже если ты о рэпе не знаешь
ровным счетом ничего. Это в меньшей степени касается песен подвижных,
энергичных, шуточных. В образе юмориста, равно как и в роли
рэп-альфа-дога, Карандаш выглядит не слишком органично. Очевидно лучшие
песни те, которые неторопливые, минорные. Нет никакого смысла их
перечислять – во-первых, их довольно много, во-вторых, да неужели сами
не узнаете?
Порой это именно что блюз – или блюз 2.0. Самый
говорящий в этом смысле пример – трек с Варчуном. Два немолодых уже
человека с не меньшим успехом могли бы тянуть такую грустную
аутсайдерскую песню под гитарное бряканье, постукивая ладонью по краю
табуретки или пиная ногами мятую пивную жестянку.
В этом смысле у Карандаша вообще самый удивительный лирический герой в здешнем рэпе
Для
Америки это вообще был бы суперфреш. Смотрите: белый воротничок, некий
сильный специалист в своей области; вполне вероятно – признанный и по
заслугам оцененный, вместо этого давно и упорно рвется в рэп, где вроде
бы не в последних рядах, а по собственным ощущениям прямо-таки сильнее
большинства. Но признания в желаемом объеме отчего-то нет. А есть
сильная, не слишком-то скрываемая рефлексия по этому поводу.
Как
хороший блюзмен, Карандаш не в первый раз уже рассыпает свои
переживания по альбому щедрой горстью. В каком-то смысле, выступает с
требованием веры и просьбой о любви. Этим "Живи быстро..." напоминает
продолжительный сеанс психоанализа. Не всегда это плохо, но не всегда и
хорошо. То есть, понятно, когда ты писал "Не знаменит, не молод, не
богат, но я счастлив, брат", то вряд ли рассчитывал, что "братья"
однажды начнут сообщать тебе, что, мол, не с такой машиной. Но
непонятно, правда ли это такой уж повод для переживаний.
В
названии альбома сарказм и, кажется, легкая горечь – уж меньше всего
Карандаш похож на Хендрикса, Вишеза и прочих следовавших этому хлесткому
девизу 60-х джентльменов. Тут опять какая-то борьба с самим собой:
прожить быстро и умереть молодым не удалось, да по-честному и не
пробовал. Ну что ж, что-то надо делать дальше, раз уж сердце под этот
бит бьется. Перестать беспокоиться и начать жить?